1. Область применения.


Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые противотаранные управляемые устройства (далее — УПТУ). предназначенные для защиты жизни и здоровья людей и защиты охраняемых объектов путем создания физического препятствия несанкционированному продвижению транспортных средств на охраняемую территорию и (или) их принудительной остановки.
Настоящий стандарт не распространяется на УПТУ. предназначенные для создания физического препятствия несанкционированному продвижению специальных транспортных средств и военной техники.

 

2. Классификация.

 

      2.1 Устройства управляемые противотаранные классифицируют по:
      • конструктивному исполнению:
      • степени устойчивости к таранному удару;
      • типу исполнительных устройств;
      • месту расположения;
      • режиму работы.
      2.2 По конструктивному исполнению устройства противотаранные управляемые подразделяют на:
      • перемещаемые в вертикальной и горизонтальной плоскостях (например: шлагбаумы, балки поднимающиеся, поворотные и выдвижные);
      • выдвижные в вертикальной плоскости (например: столбы, колонны):
      • выдвижные и поворотные в вертикальной плоскости (например, платформы типа «поднимающееся дорожное полотно»);
      • системы натяжные трособлочные;
      • ворота распашные, выдвижные и откатные, в том числе и выполняющие функции устройств протиеотаранных управляемых.
      2.3 По степени устойчивости к таранному удару устройства противотаранные управляемые подразделяют на:
      • пониженную:
      • нормальную:
      • повышенную;
      • высокую.
      2.4 По типу исполнительных устройств устройства противотаранные управляемые подразделяют на:
      • ручные;
      • электромеханические;
      • электромагнитные;
      • гидравлические;
      • пневматические.
      2.5 По месту расположения (установки) устройства противотаранные управляемые подразделяют на:
      • установленные на въезде (выезде) транспортных средств на охраняемую территорию (контролируемый участок);
      • установленные на контролируемых особо опасных участках дорог.
      2.6 По режиму работы устройства противотаранные управляемые подразделяют на:
        • постоянно находящиеся в нейтральном положении;
          • постоянно находящиеся в рабочем положении.


      3. Термины и определения.


      В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
      3.1 аварийный режим работы устройства противотаранного управляемого: Режим функционирования. при котором приведение УПТУ в рабочее положение из нейтрального и в нейтральное положение из рабочего осуществляется за время, отличающееся от времени, заданного в нормативной документации.
      3.2 зона установки устройства противотаранного управляемого: Часть пространства перед охраняемым объектом (участком дороги), на котором установлено УПТУ.
      3.3 рабочее положение устройства противотаранного управляемого:
      Состояние преграждающей конструкции УПТУ. при котором несанкционированный проезд транспортных средств через зону установки УПТУ невозможен.
      3.4 испытание устройства противотаранного управляемого: Экспериментальное определение заданных свойств УПТУ по его преодолению транспортным средством с заявленными характеристиками (например, масса, скорость, клиренс и т. д.).
      3.5 нейтральное положение устройства противотаранного управляемого. Состояние преграждающей конструкции, при котором возможен санкционированный проезд транспортных средств
      через охраняемую территорию (участок дороги).
      3.6 конструкция преграждающая; КП: Элемент или совокупность элементов конструкции УПТУ, препятствующая проникновению транспортного средства на охраняемую территорию и обеспечивающая его задержание или принудительную остановку.
      3.7 комплекс противотараиный; КПТ: Совокупность совместно действующих УПТУ и других средств задержания или принудительной остановки транспортного средства перед зоной установки УПТУ.
      3.8 глубина проникновения транспортного средства после таранного удара: Расстояние между наиболее удаленной точкой транспортного средства, находящегося в охраняемой зоне после
      таранного удара, и линией соприкосновения транспортного средства с УПТУ.
      3.9 система контроля и управления устройства противотаранного управляемого; СКУ:
      Совокупность устройств контроля, управления и автоматики для обеспечения сбора и обработки информации о состоянии составных функциональных частей УПТУ. передачи и отображения информации на пункт(ы) управления, выдачи управляющих сигналов на исполнительные устройства.
      3.10 статическая нагрузка: Нагрузка на преграждающую конструкцию УПТУ. находящегося в нейтральном положении, не изменяемая в течение установленного времени, при случайном контакте с транспортным средством заданной массы в горизонтальной плоскости.
      3.11 стационарная часть: Неподвижная опорная несущая конструкция (основание), служащая для установки преграждающей конструкции с механизмом привода, элементов системы управления и других исполнительных устройств, обеспечивающих функционирование УПТУ.
      3.12 степень устойчивости устройства противотаранного управляемого: Численное значение способности конструкции УПТУ противостоять разрушающим воздействиям таранных ударов от
      движущихся транспортных средств, выраженное в единицах измерения энергии ударного воздействия.
      3.13 стойкость устройства противотаранного управляемого к таранному удару: Способность конструкции УПТУ сохранять работоспособность после воздействия таранного удара.
      3.14 таранный удар (таран): Ударное воздействие движущегося транспортного средства, направленное на преодоление управляемого противотаранного устройства и действующее в горизонтальной плоскости.
      3.15 транспортное средство (ТС): Автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов.
      [ГОСТ Р 51980—2002. статья 2.1)
      3.16 ударная нагрузка: Динамическая нагрузка, создаваемая на преграждающую конструкцию УПТУ таранным ударом.
      3.17 устройство противотаранное управляемое; УПТУ: Инженерно-техническая конструкция, препятствующая проникновению транспортного средства на охраняемую территорию и обеспечивающая его задержание и (или) принудительную остановку в зоне установки УПТУ. оборудованная исполнительными устройствами для управления ее состоянием.
      3.18 устройство исполнительное устройства противотаранного управляемого; УУ: Комплекс инженерно-технических конструкций и средств автоматики, обеспечивающий переход УПТУ из
      рабочего положения в нейтральное и из нейтрального положения в рабочее.
      3.19 устойчивость устройства противотаранного управляемого к таранному удару: Способность конструкции УПТУ противостоять разрушающим воздействиям таранных ударов от движущихся транспортных средств.
      3.20 полоса разделительная физическая; ПРФ: Элемент дороги для разделения смежных проезжих частей (полос), выделенный конструктивное помощью возвышающихся над дорожным полотном ограждений.
      3.21 допустимая зона разлета: Часть охраняемого объекта, на которую возможно проникновение фрагментов транспортного средства или его груза после разрушения транспортного средства в результате таранного удара.

      Подготовлено ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ.