Сертификация противотаранных устройств
При выборе дорожного блокиратора учитываются разные параметры, в том числе его удерживающая способность, то есть сила ударов транспортных средств, которым они могут противостоять. При этом руководствуются разработанными международными стандартами, предлагающими формулы для расчета необходимых свойств противотаранных устройств
PAS 68
В европейских странах действует стандарт PAS 68, который был разработан в Великобритании. Он учитывает такие значения:

• В процессе удара – тип и массу автомобиля либо другого ТС, а также скорость наносимого им удара.

• Расстояние, на которое автомобиль смог проехать на охраняемую территорию.

• Расстояние разлета обломков после удара.

Эти параметры позволяют не только выбрать подходящий тип противотаранных устройств, но и определить место их установки – в частности, расстояние до здания.

DOS и ASTM

Кроме европейского стандарта, существуют американские системы, регулирующие требования к оборудованию.

• DOS – стандарт, разработанный Госдепартаментом США. Он предполагает расчет по формулам, учитывающим скорость ТС и то расстояние, на которое оно проникает за пределы преграды. Сертификат должны иметь все охраняемые объекты на территории США и других стран, если они принадлежат американским дипмиссиям.

Государственный департамент (DOS) США разработал специальные требования, предъявляемые к противотаранному оборудованию. Сертификация основана на показателях Скорости (К) и Проникновения (L), и имеет следующие уровни:

• K12 = 80 км/ч 1680 кДж

• K8 = 65 км/ч 1110 кДж

• K4 = 48 км/ч 605 кДж

• L3 = 0,915 м или менее

• L2 = от 0,915м до 6,1м

• L1 = от 6,1м до 15,3 м

где К – скорость транспортного средства во время удара. L- расстояние, на которое ТС проникает за противотаранное устройство.

Все испытания проводятся перпендикулярным ударом грузового ТС массой 6 810 кг.

В 2003 году в стандарт внесли изменения и он получил новое обозначение F -2656-07 и заменил собой устаревший стандарт SD-STD-02.01 Rev. А.

Новый стандарт ASTM F-2656-07 основан на DOS и расширяет его

• ASTM – сертификат, основанный на DOS, но расширяющий его, чтобы была возможность подобрать противотаранное устройство более точно.

Обозначение условий удара по ASTM*
Обозначения проникновения по ASTM
Для получения всех перечисленных сертификатов ПТУ проходят тестирование, причем к автомобилям, участвующим в этих испытаниях, также предъявляются строгие требования относительно типа, массы и прочих параметров. По итогам этих испытаний устройствам присваивается классификационный код, позволяющий определить эффективность противотаранного устройства в разных ситуациях. Зная хотя бы приблизительно, какой автомобиль может потребоваться остановить, можно заказать ПТУ, способный справиться с этой задачей.

Класс противотаранного устройства, определенный европейским или американским стандартом, существенно влияет на его стоимость. Если устройство устанавливается там, где в принципе невозможно воздействие на него тяжелых транспортных средств, нет необходимости заказывать дорогой блокиратор с высокой удерживающей способностью.

Читайте также: